Собака Нганга. Часть первая



Большинство шаманов Пало Монте слышали этот термин — «el perro de Nganga». Касательно того, в следствии каких именно событий он появился на свет, существует немало версий. Обычно, образ собаки Нганга имеет негативные коннотации. Однако не стоит связывать «злое» Пало исключительно с какой-то одной территорией: и на Кубе есть палеро, не воспринимающие Нганга, как нечто демоническое и представляющие конструктивный взгляд на религию. Все зависит, в первую очередь, от Традиций Дома. Но вернёмся к образу собаки Нганга. Для начала давайте рассмотрим пару версий происхождения этого термина. В первой версии мы с вами перенесёмся в старые времена, когда основы рабовладения на Кубе были ещё незыблемы. К 60-мы годам XIX века в провинции Матансас производили порядка 90% от общего количества производимого на Кубе сахара. И, разумеется, там было сконцентрировано самое большое количество чернокожих рабов. Для иллюстрации надо сказать, что в 1877 году на территории провинции существовало порядка 507 предприятий сахарной промышленности различного размера! В Матансас жило также большое количество мятежных негров, которые боролись за свою свободу. Первым из них был Хосе Долорес. Есть версия, что словосочетание «собака Нганга» стало использоваться в связи с фактом отлова испанцами беглых рабов при помощи собак. Таким образом, жестокость, покорность и склонность к охоте этого животного были выучены рабами на собственных примерах. Среди тех беглых рабов жили два африканца, которые были родом из народности йоруба. Их испанские имена были Та Хуан Манкаперро и Мануель Мандинга. Эти рабы умели работать с металлами, и есть предположение, что на родине они были жрецами Ориша Огун — Божества войны и металлов религии йоруба. Эти люди очень хорошо убивали поисковых собак. Можно предположить, что они получили навыки их поимки и убийства, будучи на родине жрецами Ориша Огун, который «ест» собак. Оба они принадлежали к одному из племен йоруба, которое называется Абанда. После смерти головы этих жрецов были отрублены и помещены внутрь железных котлов. Рабы помещали к ним свои мачете и призывали духов племени Абанда для войны с белыми хозяевами. Говорят, что термин Сарабанда является производным от названия этого племени. При создании этих Нганга был заключен особый вид договора, суть которого отчасти сохранилась в других легендах. Говорят, что благодаря этому и возник термин «собака Нганга». Вторая версия не настолько красивая и несколько банальна. Согласно ей, это название происходит от внешнего вида и функционала особого вида фетишей, существующих со времен Конго. Некоторые из них выглядели как вырезанные из дерева стилизованные собаки. Духи, заключённые внутри этих фетишей, должны были отыскивать врагов владельца, охотиться на них и уничтожать. Как видите полной правды мы уже не узнаем, однако, сам термин «собака Нганга» живет в Пало Монте. И о том, что под ним подразумевают теперь, я расскажу вам в следующей статье.