Основные направления
Словосочетание Пало Монте обозначает все направления Пало, коих на сегодняшний день существует огромное количество. Формирования некоего условного канона Пало Монте произошло на Кубе. Позднее эту Традицию перевезли в другие страны Латинской Америки. В частности – в Венесуэлу, откуда и происходит наша Линия Передачи.
Большинство из современных Линий Пало Монте ведут свою родословную из Конго. По сей день в их ритуалах можно найти отсылки к древним практикам. Слова старого языка, звучащие в заклинаниях, вызывают к жизни вечно живущих в невидимых мирах. Длинные ритуальные песнопения разогревают Духов и дают им возможность войти в тесный контакт с шаманом. А дым священных трав очищает всех присутствующих на ритуалах, помогая обрести счастье, здоровье и благополучие. Все это – древние Знания, которые использовали люди африканских племен в те времена, когда планета Земля была еще молода и прекрасна.
Каждая Линия содержит внутри себя большое количество направлений. Они могут отличаться друг от друга во многих деталях, но быть сходными в главных особенностях Линии. По большому счету, каждый Дом (Храм) Пало Монте, является чем-то уникальным, поскольку многие нюансы литургии определяются теми Духами, которые руководят Домом.
Давайте теперь познакомимся поближе с основными направлениями.
Пало Майомбэ
Это одна из самых консервативных и, вероятно, самых старых Линий Пало Монте. Она ведет свою родословную из Конго. Существует много версий, касающихся ее происхождения. Одной из отличительных особенностей этой Линии является сосредоточенность на особом взаимодействии с энергиями Природы. Шаман этой Линии по большей части общается с Духами лесов, рек и гор. Он воспринимает все многообразие окружающего его мира, как некий единый пласт пульсирующей Жизни. И даже мертвые внутри этого восприятия, являются живыми, соединяясь после смерти физического тела с силами Природы.
Издревле особым почитанием среди представителей Пало Майомбэ пользуется Молния. Имя ее на языке Банту звучит как Нсаси. Она является той божественной силой, которой поклонялись жители Королевства Конго. И сейчас мы продолжаем чтить эту Силу, как одну из главных защитников шаманов нашей Линии.
Древние жрецы Пало поклонялись ей у подножия священного дерева Сейба. В легендах говорится о том, что некогда один человек нашел защиту и покровительство Нсаси внутри ее ствола, благодаря тому, что принес в жертву Нсаси свою последнюю еду в то время, когда повсюду царил голод. Нсаси поразил ударами молнии всех его врагов. Так был составлен первый договор между человеком и духами. С тех давних пор мы, как шаманы скрывающие секреты Майомбэ, чтим и соблюдаем этот священный договор. Мы знаем о наших истоках и не забываем о них.
Пало Бриюмба
Эта Линия Пало Монте также имеет конголезское происхождение. Трудно сказать, как доподлинно выглядела эта Линия в Конго. Но старые шаманы нашего Дома говорили о том, что именно представители Бриюмба были первыми, кто начал использовать в своих ритуалах кости умерших предков. Это случилось еще в Африке. И они же были первыми, кто начал использовать кости посторонних людей для создания фетишей на Острове Свободы. Согласно нашим преданиям, на Кубе это впервые случилось в городе Сьенфуэгос. Это всего лишь одна из версий, но и она имеет место быть. По большей части, эта ориентация на общение именно с духами мертвых, сохранилась в Бриюмба и по сей день.
Древние предания нашей Линии рассказывают историю о том, как был создан первый фетиш Пало Бриюмба. Он был обогащен новыми Договорами, которые заключили Бриюмберо. Среди этих договоров было соглашение с духом Тигра, духом говорящей птицы Глин-Глин и духом священной птицы Грифа. Духа Тигра почитали как очень сильное божество, которое оберегало племя от бед. В качестве венца нового фетиша, один из шаманов вызвался стать для него добровольной жертвой. Шамана ритуально лишили жизни, а его останки поместили внутрь фетиша. Душа шамана объединилась с духом Тигра и создала некоего нового Духа, которого сегодня мы называем Нфумбэ…
Все это случилось много столетий назад и только бурные воды реки Лулаба помнят лица и имена этих жрецов. Но мы, как наследники Линии Бриюмба, продолжаем соблюдать договоры, заключенные нашими далекими духовными Предками-Бакула.
Пало Чангани
Это Линия Пало Монте сейчас очень активно развивается в Венесуэле. И, хотя ее представители ссылаются на древность своей духовной родословной, старые Палеро из других Домов смотрят на них с неприязнью и подозрениями, считая, что Чангани придумали свои правила, которых ранее не было на Кубе.
К примеру, они не используют в своей практике некоторых виды фетишей (мпака) и создают инструменты для общения с Духами из костей человеческого черепа.
Пало Кимбиса
Это направление также ведет свою родословную из Конго. На сегодняшний день, мы можем утверждать совершенно смело о том, что особенности Пало Кимбиса, как отдельной и уникальной Линии, полностью утрачены. Это произошло вследствие двух исторических нюансов, а именно:
- создания на Кубе в 19 веке Линии Пало Кимбиса Санто Кристо дель Буен Виахэ;
- сильного влияния Правила Пало Бриюмба.
Пало Кимбиса Санто Кристо дель Буен Виахэ (Санто Крусадо)
Эта Линия была создана на Кубе в 19 веке Андресом Факундо Петитом. Это был выдающийся человек, имеющий посвящения в Пало Кимбиса, Сантерия и тайное общество Абакуа. Он также имел инициацию в Масонскую Ложу, откуда им были привнесены в свою новую Линию некоторые ритуальные элементы. Они остались и по сей день в церемониях инициации Пало Кимбиса Санто Крусадо.
Петит долгое время жил среди францисканских монахов. Он был глубоко верующим человеком и это не могло не отразиться на церемониале нового Пало Кимбиса. Традиционные молитвы Конго обогатились обращениями к христианским Святым и Деве Марии. Распятие с Христом заняло центральное место в Храме Пало…
Это была очень своеобразная Линия. Возможно, это ее и сгубило.
Заслуга Петита перед миром очень велика, поскольку он был первым человеком, который провел церемонию Посвящение в Пало Монте для белого. До этого момента подобное было попросту невозможно. И сейчас в молитвах этой Ветви говорится о том, что именно в этом Правиле «белые и Конго трижды стучат перед Нганга». Этот аспект литургии является неотъемлемой частью приветствия Духов в начале каждой работы.
О силе и феноменальных медиумических способностях Андреса Петита ходили легенды. Он даже был удостоен чести аудиенции у Папы Римского. Кубинские Палеро рассказывают о том, что когда Петит подплывал к берегам Кубы, возвращаясь после встречи с Папой, на берегу моря стояли вооруженные люди, чтобы убить его. Ведь он был тем, кто нарушил законы молчания, предав тайны Пало Монте в руки белых хозяев. Петит стоял на носу корабля и когда он приблизился к берегу – толпа опустила оружие. Они увидели в его руках жезл Папы и не посмели навредить тому, кому Понтифик дал свое благословение. К сожалению, Петит был очень скрытным человеком. После его смерти не осталось никаких документов и записей о его практике. И даже место его захоронения остается загадкой.
Петит создал новое Пало для белых. Оно было понятно и знакомо. В нем был Христос. Был Святой Дух и все Святые Римско-Католической церкви. В нем Божества Сантерии были проассоциированы с Духами Пало Монте. Спиритизм Алана Кардека также нашел свое место в новой Ветви старой веры. Кимбиса Санто Крусадо впитало в себя все многообразие кубинских мистических традиций.
К сожалению, в первые годы после революции на Кубе все Храмы Кимбиса были закрыты. И за 20 лет запрета на практику традиционных афро-кубинских религия, были потеряны остатки учения Петита.
Сейчас Пало Кимбиса Санто Крусадо по факту во многом является вариацией Пало Бриюмба. В некоторых Домах остались те или иные элементы, созданные Петитом, но большая часть практики Доброй Дороги Святого Христа навсегда утрачена.