top of page

Легенды Palo Monte: Та-Хосе


В истории Palo Monte существует целый ряд великих шаманов, память которых чтят представители всех направлений этой традиции. Эти люди были патриархами Palo на Кубе. Они завещали свои останки ученикам, которые вкладывали их внутрь фетишей. В Palo Monte считается, что главный фетиш этой традиции (Nganga) может быть создан только путем ритуального рождения от Nganga учителя. Дух передает часть своей силы и знаний новому духу. И так до бесконечности. Таким образом патриархи, сами того не зная, стали основателями многих Домов Palo Monte на Кубе. Одним из таких легендарных людей был Та-Хосе (Ta-Jose). Та-Хосе родился в восемнадцатом веке в Конго, в семье потомков племени банту. Мать Та-Хосе звали Ариана, а имя его отца, к сожалению, история не сохранила. Следуя религии и обычаям банту, Та-Хосе с детства изучал шаманские традиции своего народа. К тому времени, как он стал подростком, процесс колонизации приобрел новый виток. Когда Та-Хосе исполнилось 16 лет, их с матерью купил француз по фамилии Лафреней. Лафреней, в свою очередь, продал Та-Хосе испанцу по имени Родригес, а его мать, Ариану, другому неизвестному землевладельцу. С тех пор больше они уже никогда не виделись. После этих событий Та-Хосе получил свое новое полное имя, составленное из имен его "хозяев": Та-Хосе Лафреней Родригес. Живя в у нового хозяина, Та-Хосе в основном выполнял работу, которая не требовала больших физических усилий, такую как, например, работа кучера. Он не имел выдающихся физических данных, поэтому его не привлекали к тяжелому труду. Вместе с другими рабами Та-Хосе продолжал изучать и практиковать мистические традиции Конго. Он взял в ученицы чернокожую женщину, на которой позже женился его хозяин Родригес. Закончилась эта эпопея несколько трагически: Родригес стал ревновать свою новую жену к Та-Хосе и тому пришлось бежать. Между 1791 и 1809 гг. происходит революция рабов в Сан-Доминго, в ходе которой коренное население свергает рабовладельцев. Поддавшись общим порывам к свободе, Та-Хосе бежал на Кубу в поисках свободы, денег и женщин вместе с семью другими рабами. На Кубе Та-Хосе попадает и в руки испанцев, которые продали его на публичных торгах на площади Карденас, провинция Матансас. Но Та-Хосе снова удалось сбежать от своих хозяев. Он оставался в бегах до отмены рабства в 1835 году. Все это время, находясь на Кубе, Та-Хосе продолжал развивать свои способности и еще больше продвигается в религии Palo Monte. Он стал Tata Nganga. Ритуальные порезы, которые дают необходимые жреческие полномочия, ему сделали громовым камнем у подножия Nganga Zarabanda. Считается, что Ta-Jose принадлежал к ветви Palo Brillumba Congo. Позднее он прошел жреческую инициацию в религию Santeria, в ходе которой был коронован Orisha Yemaya. Та-Хосе был одним из тех, с кого началась традиция работы жреца в Palo Monte и Santeria параллельно. По сей день большинство религиозно-мистических Домов Латинской Америке следует этой традиции. Та-Хосе посвятил всю свою жизнь практике африканских культов. Он дожил до 107 лет, оставив после себя много учеников и добрую память. Говорят, что первые Nganga, которые создавались с его останками, были Nganga Ndoky (тип фетишей, работающих только на деструктивные цели). Но так ли это на самом деле - мы уже навряд ли когда-либо узнаем.

Comments


bottom of page