Когда мы говорим о том, что Пало Майомбе - это земли Конго, мы не случайно используем этот красивый поэтический образ. Действительно, наша Традиция вышла из верований племён банту. Однако, ради соблюдения исторической справедливости следует отметить, что Пало Майомбе весьма далеко отстоит от своего африканского предшественника. Не случайно один из моих добрых друзей, прекрасный исследователь Пало Монте Ральф Альписар использует в личном общении в отношении Майомбе термин «кубания», подчёркивая тем самым определяющую роль периода колонизации в становлении Пало Монте. Однако, в этой статье я предлагаю вам обратиться к корням нашей Традиции и взглянуть на то, как выглядела система прорицания в Королевстве Конго в те далёкие времена, когда ещё португальские моряки не видели берега благословенной Нсамбиа Мпунго земли.
Предсказание при помощи специальной системы прорицания называлось у банту Нгомбо. Оно выполнялось при помощи маленькой плетёной корзинки(Нгомбо Йя Кусекула), внутри которой помещались различные предметы, используемые в предсказании. Наследник этого вида предсказания в современном Пало Майомбе нашей Линии Передачи носит название Витити Нгомбо. Мы используем для работы в этом методе 74 предмета. Встречались и другие названия для этого вида предсказания: тупеле, сисука, тизука, сисало, катва, лусангу, муина, мбинга, малия, какука и множество других.
Для начала работы с этой сложнейшей системой предсказания человек должен был пройти инициацию, чтобы стать связанным с говорящими через оракул силами. Инициацию мог провести только практикующий гадатель - Накабуна. Именно он вводил человека в новый для него мир. Главной силой, которая участвовала в процессе прорицания племён банту был Нкукуа Лунга. Это божество, которое являлось по сути своей обожествленным Предком для многих народностей банту. Было и ещё одно Божество, сила которого использовалась для предсказания. Звали это Божество Памбу Нжила...
Любой человек, интересующийся современной Кимбандой, сразу увидит, что это имя очень похоже на общее название всех женских духов данной Традиции, которых называют Помбажира. Но это современное искажение древних слов языка кимбунду. Памбу переводится как перекрёсток или граница, Нжила - дорога, путь. Современная Кимбанда вышла из верований племен мбунду, которые населяли современную Анголу. Эти племена - ближайшие родственники племён Конго. Их языки отличались только произношением некоторых букв. Их государство, которое называлось Ндонго, было данником короля Конго много лет, пока один из королей Ндонго не поднял восстание и не принёс своей стране независимость. А Анголой эту страну назвали позднее португальские мореплаватели. Они использовали искажение слова «Нгола», которое было фамилией правящей там на тот момент королевской династии. Вот такой краткий экскурс в историю. Как видите, Кимбанда и Пало Майомбе братья, рождённые силой одной земли.
Безусловно, среди практикующих этот метод предсказания не существовало единого канона. Таким образом, сами тупели (то есть предметы внутри корзины) отличались от предсказателя к предсказателю. Основу их составляли следующие предметы: маленький рог антилопы, передняя лапа обезьяны, фрагмент животного под названием панголим (что-то наподобие броненосца), лапы муравьеда, шип дикобраза, зуб животного, убитого на охоте, обернутый красной тканью, коготь королевского орла, красное перо птицы по имени Ндууа, панцирь черепахи, лапы ящерицы, ракушка, лезвия, небольшие фигурки человека, кварц, голова хамелеона, корни растений, зеркало, камни, ракушки каури, голова змеи, пемба(наподобие мела), зерна и разные кости других животных. Сама корзина изготавливалась из корня, называемого Кенге.
Сейчас этот метод предсказания в несколько изменённом виде сохранился в двух традициях: Пало Майомбе нашей Линии Передачи и Кимбанда.
В современных Домах Кимбанды количество предметов для предсказания сильно сократилось. Они также стали менее разнообразные, но, в отличие от большинства Домов Пало Монте, в Кимбанде гадание Нгомбо очень распространено. В Пало Монте этот метод был вытеснен более простыми: Витити Чамалонго и Витити Нкобо.
Comments