top of page

История происхождения оракула Витити Чамалонго


Пало Майомбе подвергается различным изменениям в ходе своего развития. Сейчас любой практикующий в мире знает о том, что Чамалонго – это четыре кусочка скорлупы кокосового ореха, при помощи которых происходит общение с Нкиси. Обычно, эти кусочки обрабатывают, придавая им правильную округлую форму. Некоторые также добавят, что этот оракул был введён в обиход майомберо представителями Ветви Пало Бриюмба, заимствовавшим принцип его трактовки у оракула Оби Абата, которым издревле пользовались жрецы культа Ориша и Ифа. Однако немногие знают о том, что все это лишь частично является правдой. Я расскажу вам о подлинной истории происхождения Витити Чамалонго.

Изначально на Кубе среди практикующих Пало Монте словом «чамалонго» называли не четыре кусочка скорлупы кокосового ореха, а четыре или семь ракушек. Оракул же из скорлупы кокоса называли Ндунгуи. Сам термин «чамалонго» или «киамалонго» (в зависимости от диалекта) можно разложить на составные части, что необходимо для лучшего осознания сути этого явления. Приставка «ча» или «киа» указывает в языке киконго на материальные объекты небольшого размера. «Малонго» переводится как «учение, трактат, урок». Так считается сейчас. Однако, более глубокие исследования говорят о том, что слово «чамалонго» является просто устной трансформаций словосочетания «нчиама йя лонго», которое можно перевести как «священная сила». Таким образом, мы видим, что даже в самом данном термине отсутствует упоминание о чём-то, что можно было бы связать с оракулом Оби Абата.


Давайте теперь рассмотрим какие именно ракушки традиционно использовались в Майомбе в качестве оракула. Интересно, что это были не каури и вообще не любые первые попавшиеся ракушки, а ракушки двустворчатых моллюсков треугольной формы и с особым окрасом. Они должны были иметь желтые пятна или полосы. Почему же такие странные требования? Я вам расскажу.


Как мы знаем, современное Пало Майомбе вышло из древних религиозно-магических практик Конго. Все, что мы сегодня наблюдаем в нашей Традиции имеет свой корень в мифологии и шаманизме банту. В Конго, шаманы и колдуны для получения информации и советов обращались к духу животного по-имени Мусимба. Нам это животное известно как Золотая кошка. Оно проживает сейчас, и проживало всегда, на территории современного Конго. Смею предположить, что часть племён народности Йомбе, к верованиям которых и восходит современное Пало Майомбе, считали Мусимба своим тотемом, ведя от него свою родословную.

Древнее шаманское восприятие мира не отделяет физический мир от духовного. Все это пребывает в едином пласте реальности. Когда шаманы банту желали получить ответ на вопрос или попросить совета, они обращались к своему Предку - божественной Мусимба. Живая кошка, бродящая по земле, была неотделима в их сознании от самого мифического Первопредка. Таким образом, она могла передать послание потомкам и делала это при помощи знаков, оставляемых своими следами на земле. Входя в тропический лес, шаман Йомбе искал следы Мусимба и трактовал их смысл.


Когда шаманов Йомбе привезли на Кубу, они сохранили это знание. Они нашли, что некоторые ракушки имеют рисунок очень похожий внешне не шерсть Золотой кошки. Эти ракушки имели также и треугольную форму, весьма похожую на след древнего Тотема. Следуя принципу симпатической магии, шаманы Конго преобразовали трактовку следов четырёх лап Мусимба в трактовку падения четырёх ракушек. Такой оракул давал восемь основных позиций, в зависимости не только от сторон, на которые падали ракушки, но и от сочетания направлений куда смотрели их вершины.


Со временем это знание стало отходить на второй план, по причине того, что банту никогда не любили передавать свои тайны вообще кому бы то ни было, а уж белым людям и подавно. Более поздние практики усмотрели определённую внешнюю схожесть между оракулом Мусимба и Оби Абата. И с постепенным забвением изначального знания грань между трактовкой Чамалонго и Оби полностью стерлась.

Comments


bottom of page