Когда умирает шаман Конго, церемония его погребения сильно отличается от церемоний прощаний с обычными людьми. Ее предваряет большое количество консультаций с Духами.
Погребальные ритуалы совершаются обычно братьями в Традиции или Старшим жрецом, если он еще жив. Это открытые ритуалы, на которых могут присутствовать все желающие друзья умершего. Если не провести погребальных церемоний, то дух умершего шамана не будет интегрирован в Линию Преемственности, и станет злым мертвым, вредящим живым.
Одна из частей погребальных церемоний носит название «Удаление руки мертвого». В ходе нее наиболее опытный шаман или шаманка общается с Духами для того, чтобы узнать о том, куда необходимо поместить все фетиши (Нганга, макуто и т.д.), которыми владел покойный. Духи могут захотеть, чтобы их фетиши захоронили вместе с владельцем. Или, к примеру, могут попросить закопать их в лесу, кладбище или же на берегу реки. Они также могут изъявить желание жить в доме кого-то из духовных братьев или сестер покойного, либо его родственников, разумеется, если те были инициированы в Пало Майомбе. Хотя, известны случаи, когда Нганга, по желанию духов, оставались жить в доме неинициированного друга или родственника умершего.
Следующим этапом «Удаления руки мертвого» является дезактивация его Боведа Эспиритуаль. Боведа Эспиритуаль не передается по наследству, поэтому после смерти хозяина ее необходимо разобрать.
Стаканы разбиваются. Кресты, распятия, розарий и другие предметы могут быть переданы родственникам как наследство. Белая ткань от Боведа сжигается.
После смерти шамана в обязательном порядке проводят духовную мессу Возвышения, чтобы помочь шаману оторваться от земного плана и уменьшить его страдания при переходе. Это необходимо делать уже в первые дни смерти, поскольку дух в это время максимально активен и нуждается в помощи и указании пути для эволюции.
Далее, обычно переходят к процедуре выполнения воли всех Духов умершего шамана. Вообще, вариантов посмертного пути Нганга умершего очень много. Например, Нфумбэ может захотеть быть похороненным на какое-то количество дней, месяцев или даже лет. Известны случаи, когда Нганга захоранивали более чем на 10 лет. Иногда Нфумбэ хочет, чтобы когда-то его случайно раскопал какой-то шаман Пало, совершенно не знакомый с умершим и даже принадлежащий к другому духовному Дому, и взял себе. Тогда, Нганга хоронят там, где укажут Духи, и покидают ее.
Этап переноса фетишей называют «Прощанием с Нганга». До этого всем фетишам умершего должны быть принесены жертвы.
Все эти церемонии очень трогательные. И очень важные. Если не выполнить их, то умерший шаман будет тревожить живых, а его фетиши будут приносить массу проблем и неприятностей своим новым владельцам.
Придет время и наши Нганга также отправятся в леса, бокалы с Боведа Эспиритуаль будут разбиты, а мы сами пойдем дальше. Туда, откуда шаманы уже не возвращаются на эту землю.
Comments