top of page

Легендарные Пренда Кубы



Пало Монте является по большей части устной Традицией. Вследствие этого многие компоненты истории его становления уходят в разряд предания. Мое личное мнение заключается в том, что если кто-то попытается претендовать на некую академическую точность в исследовании истории развития Пало Монте, то он сможет опираться исключительно на источники повествовательные, но не на документальные источники, вследствие практически полного отсутствия последних, за редким исключением. Какие-либо вещественные источники также по большей части отсутствуют, поскольку предметы нашего культа тщательно оберегаются от непосвящённых и передаются по наследству среди членов одного религиозно-магического Дома или же обретают вечный покой в земле или воде.

Таким образом, все, что у нас есть для научной работы заключено в этнографических очерках некоторых отдельных авторов и, разумеется, в тех историях, которые из поколения в поколения передаются в наших Мунансо нашими Старшими в религии. К ним мы и обратимся.


Старые Конго (жрецы Пало Монте) говорили о том, что некоторые из привезённых на Кубу рабов смогли привезти с собой и свои фетиши. В те времена Нганга в современном виде не существовало. Фетиши были более компактные и могли представлять из себя небольшой камень или маленький мешочек из кожи. Насколько это было возможно и выполнимо - вопрос открытый, но старики говорят именно так.

Эти фетиши дали рождение первым Нкиси на Кубе. Есть легенда, согласно которой, этих первых Нкиси было девять и они ассоциировались с девятью легендарными правителями королевства Маниконго. И уже они, в свою очередь, породили первые Нганга, ставшие основой кубинского Регла де Конго. Предание распределяет места создания первых Нкиси следующим образом: два родились в Пиналь-дель-Рио, один в Гаване, два в Матансас, один в Санта-Клара, один в Камагуэй и два последние в Ориенте.

Нкиси в Пинан-дель-Рио носили имена Ндумбо а Нсинга и Маванга. Первая из них была создана во второй половине XIX века и принадлежала рабу по имени Сатурнино Гомес. Со временем эту Пренда стали называть Нгунду Батайа Сакара Мпеньо.

Вторая Пренда, Маванга, уже около 1806 года помогала рабам с фермы «Канделария», принадлежавшей дону Франсиско Хавьеру Педросо. Данная ферма граничила с Сьерра-дель-Куско, а на ее территории, где сейчас находится городок Канделария, расположен холм Хуана Ганга - знаменитого беглого раба, который и создал Нкиси Маванга. Этому фетишу дали имя в честь Мпунго Мариванга.


В Гаване, в 1812 году, в деревне Гуанабо в Гуанабакоа, родилась Пренда Мбома Ндонго. В этом месте произошло крупное восстание рабов, трудящихся на сахарном заводе «Пеньяс Альтас». Почти все участники беспорядков были убиты управителем данного места Антонио Оруэллой, однако небольшая группа рабов смогла спастись. Убегая, они унесли с собой голову одной из своих соплеменниц, которая погибла в ходе восстания... Родословная всех Нганга нашего Дома начинается из Гунабакоа.


В провинции Матансас были рождены Нкиси Нанга и Матунга. Первой из них владела семья Мельгарес, которые в конце XIX века жили рядом со священной лагуной Сан Августин де Ибаньес. Эту Нганга создали рабы с порохода «Диана Солер», принадлежавшего испанскому чиновнику Хуану Солеру. К сожалению, данный Нкиси погиб в огне.

Вторая Пренда, Матунга, стала со временем называться Маимбе Нкунку Сакара Мпеньо. Она была создана рабами, сбежавшими с сахарного завода «Тингуаро», который был расположен на холмах Кимбамбилас, в Перико.

В Санта-Клара беглые рабы с сахарного завода «Буэна Виста», принадлежавшему Хусто Кантеро, основали Нганга под названием Макаба. Они отождествляли ее с Ориша Йева Сантерии - Богиней, связанной с непорочностью и смертью. Эта была очень деликатная Пренда. В ее основу была заложена голова молодой чернокожей рабыни, которая была четвертована рабовладельцами за попытку побега.


В Камагуэй была создана Нганга по имени Нгумби, которая содержала в себе дух чернокожего раба, которого при жизни звали Сириако.

В Ориенте было создано еще две Пренда: Мбуди Ямбоаки Нсинга и Мбенса Бана.

Первая из них была основана в деревне Яра. Это очень мистическое место, наполненное чудесами и широко известное необъяснимым феноменом - светом Яры. Интересно это место ещё и тем, что здесь было основано индейское общество Макака, где 10 октября 1513 года был заживо сожжен индеец Хотуэй, могила которого стала колыбелью борьбы за независимость. Владельцем этой Пренда был некий Бальтасар, по прозвищу Ямбоаки. Говорят, что его так называли из-за особенностей этой Нганга, которая имела в своём основании череп ямбоаки, что в переводе с языка Конго значит «индеец».


История создания второй Нганга тоже весьма интересна. Во время войны за независимость Кубы, здесь, в месте, известном как Пералехо, состоялось одно из самых жестоких сражений этой войны. Колонна бригадного генерала Фиделя Алонсо де Сантосильдеса, сопровождавшая главнокомандующего испанской армией на Кубе генерал-капитана Арсенио Мартинеса Кампоса, попала в засаду партизан под командованием Антонио Масео. Испанцам с трудом удалось прорвать окружение повстанцев и отойти в сторону Баямо, оставив снаряжение и большую часть погибших и раненых на милость партизанам. Но сам генерал Сантосильдес и многие из его людей пали в бою. В знак признания мужества испанских отрядов повстанцы, происходящие из Конго и Анголы, в конце XIX века основали эту Пренда, названную Мбенса Бана, в память о Сантоцильдесе и его солдатах. Следует отметить, что такая Нганга была основана не одна, поскольку погибших в этом сражении было немало…


Все ли является правдой в этих легендах мы никогда не узнаем. Но, так или иначе, они передают нам сам дух, лежащий в основе Пало Монте. Это сила первых Предков нашей религии. Сила, помогающая им выживать в тяжелейших условиях, бороться за свою жизнь и побеждать. Наши Нганга это не масло. Они несут в себе тень тех первых, кубинских Стволов. И нет в мире под светом Солнца и Луны той силы, которая способна их победить. Нсала Малекун Конго!

Comments


bottom of page